Главная
Аналитика Геополитика Экономика Мнения Россия Украина

Все на борьбу с популизмом!

Популизм, т.е. обещание быстрого решения проблем, не должен быть поощряем. Более того с ним необходимо бороться. Особенно с демагогией в правовой сфере.

К сожалению, до сих пор юридические мифы очень популярны. Логично, что популисты выбирают именно такой путь — путь проповедования юридических мифов.

Какие это мифы? Например, что Россия оккупирована Америкой, что России запрещено иметь ценности и цели развития, что Конституцию писали американские советники, что СССР до сих пор существует, что центральный банк является частной конторкой, которая не подчиняется российскому государству.

При этом один из самых опасных — это миф об оккупации России, то ли американцами, то ли англичанами, то ли рептилоидами. Опасный он тем, что ответственность с внутренний акторов переносится на внешних. Виноват не депутат, проголосовавший за тот или иной законопроект, а кто-то извне, кто-то сверху. В связи с чем энергия людей направляется не в конструктивное русло, а расходуется впустую.

Вот, например, сейчас некая известная в определенных кругах группа людей собирает подписи граждан (если упрощенно) для проведения референдума по изменению двух статей Конституции РФ — 13 и 15. Эта группа лиц в центр своей идеологии положила миф о том, что России запрещено иметь ценности и цели развития; что Россия через общепризнанные принципы и нормы международного права управляется Америкой. При этом утверждается, что такое положение, о включении общепризнанных принципов и норм международного права в правовую систему, есть ТОЛЬКО в Конституциях трех государств, которые проиграли в войне: Веймарская республика, ФРГ, Австрия.


ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — ПУТЬ К НЕСУВЕРЕННОСТИ?

Мне жаль, что люди не научились проверять то, что говорят или пишут другие, пусть и авторитетные, люди, потому что как минимум в 20 конституциях стран мира содержится идентичное положение о включении общепризнанных принципов и норм международного права в правовую систему. В 11 конституций стран мира записано, что общепризнанные нормы имеют первенство перед законом. В 6 конституциях стран мира установлено, что Конституционный суд имеет возможность проверить закон на соответствие общепризнанной норме международного права. А всего около 70 конституций стран так или иначе отсылают к общепризнанным принципам и нормам международного права.

Приведем несколько примеров:

1. Конституция Венгрии от 01.01.2012 в ред. 2016 г. [1]

СТАТЬЯ Q

3. Венгрия принимает общепризнанные нормы международного права. Другие источники международного права должны стать частью венгерской правовой системы после обнародования правовых норм.

2. Конституция Черногории от 19.10.2007 в ред. 2013 г. [2]

Статья 9

Ратифицированные и опубликованные международные соглашения и общепринятые нормы международного права составляют неотъемлемую часть внутреннего правопорядка, имеют превосходство над национальным законодательством и применяются непосредственно.

3. Конституция Греции от 11.06.1975 в ред. 2008 г. [3]

Статья 28

1. Общепризнанные нормы международного права, а также международные конвенции являются неотъемлемой частью внутреннего греческого права и имеют преимущественную силу перед любым противоречащим положением закона.

4. Конституция Государственного Сообщества Сербия и Черногория от 04.02.2003 г. [4]

Статья 16

Ратифицированные международные договоры и общепризнанные нормы международного права имеют первенство перед правом Сербии и Черногории и правом государств-членов.

5. Конституция Болгарии от 13.07.1991 в ред. 2015 г. [5]

Статья 149

(1) Конституционный суд выполняет следующие функции:

4. объявляет о соответствии любых международных договоров, заключенных Республикой Болгарией, с Конституцией до ратификации любых таких договоров, а также о соответствии любых законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, одной из сторон которых является Болгария.

Получается, что в конституциях стран мира часто используется понятие «общепризнанные принципы и нормы международного права».

Отдельно стоит отметить, что в ст. 29 Конституции СССР 1977 года [6] было упоминание общепризнанных принципов и норм международного права.

На это чаще всего возражают, что в Конституции СССР 1977 года говорилось про общепризнанные принципы и нормы международного права в контексте международных отношений.

Однако, как государство может гарантировать добросовестное выполнение обязательств, если во внутренней правовой системе государства не обеспечено выполнение международных обязательств?

Если государство подписало международный договор, в котором закреплено, что смертная казнь — это неправильно, это нарушает права человека, а во внутренней правовой системе сохранилась и не отменена такая мера наказания, то о каком добросовестном выполнении обязательств может идти речь?

В подтверждение такого толкования можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1992 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному п. 1.1 ст. 33 КЗоТ РСФСР»[7], в котором сказано:

«Из положений ст. 28 Конституции РСФСР („РСФСР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР“ — закреплены эти принципы в статье 29 Конституции СССР) следует, что Россия обеспечивает добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных международных договоров. Их преимущество перед законами России подтверждается и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Суды обязаны также оценивать подлежащий применению закон с точки зрения его соответствия принципам и нормам международного права, поскольку, согласно Конституции, признается необходимость добросовестного выполнения вытекающих из них обязательств, а Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, конкретизируя эти конституционные положения, в полном соответствии с ними установила, что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, непосредственно порождают права и обязанности граждан России».

Стоит отметить, что в Декларации прав и свобод человека и гражданина говорится только об общепризнанных принципах и нормах международного права. Международные договора не упоминаются в Декларации в контексте их приоритета.

Исходя из вышеизложенного, стоит прийти к выводу, что если государство закрепляет в своей конституции, что оно строит свои внешние отношения на основе принципа добросовестного исполнения обязательств, то это говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет перед законами.

Таким образом, СССР в 1977 г. конституционно признал «примат» общепризнанных принципов и норм международного права.

Существует несколько документов, подтверждающих этот факт, в том числе:

1) Заключение Конституционного надзора СССР от 24.05.1991 г. № 22 «О некоторых положениях закона о гражданстве Литовской ССР»[8], согласно которому:

«общепризнанные принципы и нормы международного права о правах и свободах человека, включая положения о праве на гражданство и защите от произвольного лишения гражданства, должны соблюдаться на всей территории Союза ССР и не могут быть предметом пересмотра, в том числе и при изменении национально-государственного устройства»;

2) Статья 13 закона СССР от 03.04.1990 г. № 1409–1 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»[9], согласно которой:

«Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР»;

3) Статья 14 раздела 7 Приложения к Приказу министра обороны СССР от 16.02.1990 г. № 75 «Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12.08.1949 г. и дополнительных протоколов к ним»[10], согласно которой:

«В повседневной практической деятельности командиры (начальники) всех степеней, воспитывая личный состав в духе гуманизма и человечности, соблюдения нравственных норм в процессе общения между людьми, должны опираться на общепризнанные принципы международного права (статьи 28, 29 Конституции СССР), а также нормы международного гуманитарного права»;

4) Закон СССР от 24.11.1982 «О государственной границе СССР»[11], согласно которому:

«В отдельных случаях иная ширина территориальных вод (территориального моря) СССР может устанавливаться международными договорами СССР, а при отсутствии договоров — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Осуществлять другие действия по охране государственной границы СССР в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, международными договорами СССР, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Остановить судно и произвести его осмотр, если оно не отвечает на сигналы опроса, находится в закрытом для плавания районе, нарушает иные правила захода в воды СССР, плавания и пребывания в них, а также занимается промысловой и иной деятельностью в нарушение законодательства Союза ССР и союзных республик, международных договоров СССР или общепризнанных принципов и норм международного права».

Теперь необходимо перейти к «внешнему» регулированию вопроса использования общепризнанных принципов и норм международного права внутри страны.

СССР признал для себя обязательными несколько международных документов, регулирующий поставленный выше вопрос, в числе которых:

1) Хельсинский заключительный акт 1975 г. [12], согласно которому: «Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как и те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе».

2) Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. [13], согласно которой: «Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Даже отменив часть 4 статьи 15 Конституции РФ, Россия все равно будет обязана выполнять общепризнанные принципы и нормы международного права.

Заканчивая тему с общепризнанными принципами и нормами международного права, хотел бы процитировать статью из журнала Советское государство и право за декабрь 1959 года «Общепризнанные принципы и нормы международного права (Некоторые теоретические аспекты)» Ф.И.Кожевникова:

«В.И.Ленин уже в первый день существования Советского государства в заключительном слове по своему историческому докладу о мире 26 октября (8 ноября) 1917 г. указывал на то, что Советское правительство отвергает все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, оно радушно принимает, оно их не может отвергать. С тех пор в выступлениях руководителей Советского государства и в его международно-правовых актах неоднократно отмечалась обязательность соблюдения всеми народами общепризнанных принципов и норм современного международного права.

…необходимо решительно опровергнуть широко распространенное на западе представление, будто советские юристы признают принцип примата государственного права над международным правом, основывая это на идее так называемого абсолютного суверенитета. В действительности же суть советской доктрины состоит в признании принципа сочетания прогрессивных норм внутреннего права каждого государства с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Внутренняя и внешняя политика всех государств мировой системы социализма всегда проводится в полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного права».

На этом тему с общепризнанными принципами и нормами международного права оставим, подведя некий итог:

Россия, как и СССР в период своего существования, соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права. В этом нет ничего умаляющего суверенитет России.


РОССИИ ЗАПРЕЩЕНО ИМЕТЬ ЦЕННОСТИ, ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ?

Теперь перейдем к части 2 статьи 13 Конституции РФ. Утверждается, что из содержания этой статьи следует, что России запрещено иметь цели и стратегии своего государственного развития.

Представляется необходимым посмотреть на правовую действительность и сделать выводы о ложности/истинности заявленного тезиса.

В первую очередь стоит обратить внимание на Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»[14].

В этом законе содержится описание:

1) полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования;

2) участников стратегического планирования;

3) документов стратегического планирования.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации.

Общеизвестно, что целеполагание — определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Понятно, что если бы часть 2 статьи 13 Конституции РФ запрещала бы, стратегическое планирование, определение целей, ценностей, то этого закона бы не было, т. к. закон был бы антиконституционным. Однако он есть, и он работает.

Во вторую очередь надо обратить внимание на конкретные примеры стратегий и доктрин развития России, например, на «Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 года»[15]:

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

1. создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

2. обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

3. формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

4. повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

1. создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

2. формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

3. поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

4. поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

5. формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.

Реализация Стратегии обеспечит:

1. укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

2. повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

3. создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

4. повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

5. создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта;

6. повышение уровня информационной безопасности детей».

Есть ценности? Есть приоритеты? Да. Есть цели, задачи, механизмы решения? Да.

Перечислим еще десяток таких документов, содержащих цели:

1) Указ Президента от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

2) Указ Президента от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года»;

3) Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года»;

4) Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. «Концепция долгосрочного развития РФ»;

5) Федеральный закон от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

6) Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73;

7) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115 «О концессионных соглашениях»;

8) Федеральный закон от 03.08.2018 № 289 «О таможенном регулировании в РФ»;

9) Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94;

10) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».


НАШЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПИШУТ АМЕРИКАНЦЫ?

По версии НОДа в России нет органов, которые бы готовили, например, законопроекты. Это все делают консалтинговые компании. Встает вопрос: «А вот Федоров Е.А. сам пишет свои законопроекты?». Сам.

Тогда почему НОД отказывает в праве и возможности самим писать законопроекты 450 депутатам и 170 сенаторам, Президенту, Верховному суду и Конституционному суду.

Назовем еще несколько «органов», готовящих законопроекты:

1) Федеральное агентство «Главное управление специальных программ Президента РФ»[16], которое формирует основные направления государственной политики в подведомственной сфере деятельности; разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство проекты ФКЗ, законов, актов Президента, Правительства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности [17].

2) ФГБнУ «Федеральный центр образовательного законодательства»[18], который осуществляет подготовку концепций и моделей проектов законов в области образовании, формализованных предложений по разработке нормативных правовых актов в сфере образования; проводит экспертизу проектов законодательных и других нормативных правовых актов; разрабатывает рекомендации и предложения по вопросам правового обеспечения образования и иным вопросам, относящимся к законодательству об образовании.

3) ФГБнУ «Исследовательский центр частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации»[19], который занимается разработкой предложений по совершенствованию Гражданского кодекса РФ, представляет на рассмотрение государственных органов и должностных лиц подготовленные проекты правовых актов, предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к области частного права и смежным областям права; разработкой и экспертизой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, подготовкой рекомендаций и предложений по вопросам правового обеспечения рыночных отношений и иным вопросам, относящимся к области частного права [20].

4) ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского»[21], который участвует в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, а также стратегий, концепций и государственных программ Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственных стратегических интересов в области авиации [22].

5) ФГниУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»[23], которое проводит фундаментальные и прикладные исследования развития законодательства, его отраслей и институтов, в том числе разрабатывает научные концепции развития законодательства; участвует в подготовке планов законопроектной деятельности Правительства РФ; проводит научную правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, а также проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, находящихся на рассмотрении в Правительстве РФ [24].

В свою очередь на сайте НОДа можно найти табличку со списком госорганов и консалтинговых фирм, которые якобы на систематической основе «руководят» соответствующими госорганами. Утверждается, что обозначенный выше тезис можно проверить по сайту госзакупок.

Выполнив инструкцию на сайте НОДа, получаем следующие результаты:

Результаты впечатляющие.

На этом тему с запретом государственной идеологии пока оставим, подведя некий итог:

Данная норма не мешает государственным органам ставить цели развития, определять приоритеты государственной политики, осуществлять стратегическое планирование.


О «НЕЗАВИСИМОМ» СТАТУСЕ ЦЕНТРОБАНКА

При этом Центральный Банк Российской Федерации тоже является участником стратегического планирования. Но по версии НОДа Банк России независим от российского государства.

Центральный Банк РФ — это орган государственной власти. Такой же, как и Парламент, Правительство, Президент, суды. И самое главное — это записано в Конституции РФ.

Согласно части 2 статьи 75 Конституции РФ Центральный банк осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти.

Именно это ключевое слово — «других». Это слово по правилам русского языка можно применить, если «вещи» имеют одну, в данном случае, правовую природу.

Рабочая ли это гипотеза? Да.

Стоит обратить внимание на определение Конституционного Суда РФ 14.12.2000 № 268-O [25]: «Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».

Также в заключениях Правового управления Аппарата Государственной Думы на проекты законов, не раз было отмечено, что ЦБ — государственный орган: «Банк России имеет конституционно-правовой статус, изменение которого может осуществляться при изменении статьи 75 Конституции РФ, согласно которой Банк России является равным элементом системы органов государственной власти». «По смыслу положения пункта 2 статьи 75 Конституции РФ Банк России находится на одном уровне с другими органами государственной власти РФ».

О том, что Банк России является государственным органом, также следует из судебных актов Высшего арбитражного суда:

1) Постановление Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2002 г. № 5697/01 [26]:

«По мнению Банка России, он, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.

Указанный довод является обоснованным».

2) Определение ВАС РФ от 03.03.2008 № 2948/08 [27]:

«Руководствуясь пунктом 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 268-О, суды трех инстанций правильно указали, что Банк России является федеральным органом государственной власти».


ПРЕЗИДЕНТ РФ НЕ ИМЕЕТ ВЛАСТИ?

Ладно! Но указы Президента-то необязательны к выполнению. Почти…

Согласно статье 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Более того, при Президенте создано специальное контрольное управление, основная цель которого — контроль за исполнение указов Президента.

Ответственность за неисполнение указов Президента предусмотрена вплоть до уголовной. Приведем примеры дисциплинарной ответственности:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23 февраля 1996 г. № 229-р [28]

«За невыполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на усиление мер социальной защиты граждан Российской Федерации, объявить заместителю Министра финансов Российской Федерации Королеву С.А. строгий выговор».

2. Распоряжение Правительства РФ от 16 июля 2013 г. № 1240-р [29]

«Объявить заместителю Министра экономического развития Российской Федерации Королёву Павлу Эдуардовичу выговор за ненадлежащую организацию работы по исполнению поручений Президента РФ в части вопросов повышения эффективности управления земельными ресурсами».

3. Распоряжение Президента РФ от 17 мая 1994 г. № 239-рп [30]

«За систематическое невыполнение поручений Президента РФ, приведшее к срыву финансирования важных социальных программ:

1) Объявить исполняющему обязанности Министра финансов РФ Дубинину С.К. выговор.

2) Предупредить Дубинина С.К. о том, что при повторении подобных нарушений будет рассмотрен вопрос о соответствии его занимаемой должности».

Отдельно стоит ознакомиться с указом Президента РФ от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации»[31], в котором помимо прочего указано:

1) «Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов и высшие должностные лица субъектов РФ несут ПЕРСОНАЛЬНУЮ ответственность за своевременное и надлежащее исполнение поручений и указаний Президента РФ».

2) «Руководитель Администрации Президента РФ или помощник Президента РФ регулярно информирует Президента РФ о ходе исполнения его поручений и указаний и в случае несвоевременного или ненадлежащего исполнения поручений и указаний вносит предложение о привлечении виновных должностных лиц к ответственности».

Конечно, Президент — не царь, писать в своих указах все, что хочется — нельзя. Но то, что писать можно, что не противоречит Конституции и законам, должно неукоснительно соблюдаться. Логика же из разряда, что раз в указе Президента написано, что летом должен пойти снег, а снег не идет, то это говорит о том, что указы Президента необязательны, порочна.

Популизм, т.е. обещание быстрого решения проблем, не должен быть поощряем. Более того с ним необходимо бороться.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] https://worldconstitutions.ru/?p=298

[2] https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6920

[3] https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/9463

[4] https://worldconstitutions.ru/?p=592

[5] https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/456

[6] http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/

[7] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12011589/

[8] http://allmedia.ru/laws/DocumShow.asp? DocumID=39178&DocumType=0

[9] http://base.garant.ru/6335629/4d6cc5b8235f826b2c67847b967f8695/

[10] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=33563#07292592820266388

[11] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=1534#08056524026955014

[12] https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505

[13] https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml

[14] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

[15] https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

[16] http://www.gusp.gov.ru/

[17] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102109025&backlink=1&&nd=102088532

[18] http://www.lexed.ru/

[19] http://privlaw.ru/

[20] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102135686&rdk=&backlink=1

[21] http://nrczh.ru/

[22] http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102074279&backlink=1&nd=102376655&rdk=

[23] http://izak.ru/

[24] https://rg.ru/2007/01/01/ustav-site-dok.html

[25] https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-14122000-n-268-o-po/

[26] http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=107&issid=1072002008000&docid=21

[27] http://www.sudbiblioteka.ru/as/text2/vasud_big_27905.htm

[28] http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1001996010000&docid=4145

[29] http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1002013030020&docid=130

[30] http://www.kremlin.ru/acts/bank/6076

[31] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112153/

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

Загрузка...
472

Похожие новости
13 июня 2019, 15:00
10 июня 2019, 15:00
13 июня 2019, 15:00

 
17 июня 2019, 11:00
14 июня 2019, 13:00
19 июня 2019, 13:00

Выбор дня
19 июня 2019, 13:00
19 июня 2019, 13:00
20 июня 2019, 09:28
20 июня 2019, 09:28
19 июня 2019, 19:42

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии