Главная
Аналитика Геополитика Экономика Мнения Россия Украина

Топливное затишье: сможет ли правительство вместе с нефтяными компаниями удержать стабильные цены на горючее в России

Розничные цены на автомобильное топливо в России практически прекратили рост после семи недель плавного повышения. По данным Росстата, в период с 6 по 12 ноября средняя стоимость бензина на АЗС осталась на прежнем уровне — 43,47 рубля за литр. При этом горючее марки АИ-92 стоило 41,55 рубля, АИ-95 — 44,83 рубля. Дизель, в свою очередь, подорожал на 3 копейки — до 45,29 рубля за литр.
Некоторое увеличение цен на бензин за прошедшую неделю отмечалось в 14 столицах регионов России. Наибольшее удорожание отмечено в Якутске — на 0,5%, Кызыле — на 0,4% и Саранске — на 0,3%. При этом в семи городах было зафиксировано снижение стоимости горючего. К примеру, во Владивостоке бензин подешевел на 1,5%, в Улан-Удэ — на 1%. В Москве цена топлива осталась на прежнем уровне — 45,79 рубля за литр, а в Санкт-Петербурге выросла на 0,1% — до 44,86 рубля.
Согласно заявлению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в период с 8 по 14 ноября ситуация на рынке нефтепродуктов улучшилась. В частности, на бирже наблюдалась устойчивая продажа топлива, ежесуточно торговалось 25—33 тыс. тонн бензина и 25—30 тыс. тонн дизельного топлива.
«С пятницы, 9 ноября, началось снижение цен на бирже. По итогам торгов 14 ноября снижение составило 0,35% по АИ-92, 1,65% по АИ-95, более 1% по межсезонному дизельному топливу, 1,3% по зимнему дизельному топливу», — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин в ходе выступления на биржевом комитете ведомства.
Как отметил замглавы ФАС, стоимость горючего на внешнем рынке также снизилась, благодаря чему продажи как бензина, так и дизельного топлива внутри России стали более выгодными, чем экспорт. Таким образом, появился экономический стимул для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок «в достаточных объёмах».
В интервью RT президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что прежнее подорожание топлива на АЗС было обусловлено ростом оптовых цен. На сегодняшний день они снизились, поэтому причин для повышения розничной стоимости уже нет. Впрочем, по словам эксперта, ценники на независимых автозаправочных станциях по-прежнему остаются выше, чем на заправках нефтяных компаний.
«Дальнейшего роста розничной стоимости не произойдёт. Будет ли снижение, сказать трудно, потому что установленные оптовые цены всё равно не обеспечивают нужной маржинальной доходности относительно цен на АЗС нефтяных компаний. И чтобы обеспечить покрытие убытков, независимые продавцы вынуждены держать цены выше», — отметил Аркуша.
Стоимость дизеля, по словам эксперта, поднимается вследствие перехода на зимний вид топлива. Это уже другой продукт, более дорогой в производстве, поэтому и стоит он на два рубля больше.

Осенний разгон

Напомним, уверенный рост цен на горючее начался в апреле 2018 года и значительно ускорился в мае. Тогда за месяц топливо подорожало на 5,6%. Для удержания цен правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно. Кроме того, было отменено плановое повышение акцизов на 700 рублей с 1 июля. Одновременно кабинет министров договорился с крупнейшими нефтяными компаниями зафиксировать стоимость горючего на АЗС на уровне конца мая.
Розничные цены держались на стабильном уровне в течение всего лета. Однако осенью они стали плавно двигаться вверх. По данным Росстата, средняя стоимость бензина начала повышаться с 17 сентября и в целом за прошедшее время выросла на 25 копеек. Дизель за этот период времени подорожал на 78 копеек.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачёв отмечает, что одна из причин подорожания топлива в этом году — резкое увеличение себестоимости производства.
По словам Калачёва, ранее курс рубля чутко реагировал на нефтяные тренды: с удорожанием сырья нацвалюта укреплялась, а при падении цен на углеводороды — слабела. В результате баррель нефти в пересчёте на российскую валюту торговался в пределах 2,4—3,2 тыс. рублей. К тому же с учётом высоких экспортных пошлин для НПЗ нефть обходилась почти втрое дешевле экспортной цены.
«Теперь рубль отвязался от нефти. Его курс заметно снизился на фоне санкций США, а сырьевые котировки, напротив, выросли и баррель нефти стал стоить 4,8—5,5 тыс. рублей. При этом правительство стало проводить налоговый манёвр, снижая пошлины, и одновременно повышая ставки НДПИ. В результате сейчас нефть на НПЗ идёт по цене лишь на четверть, максимум — на треть, дешевле экспортной», — объяснил Алексей Калачёв.

Мартовская заморозка

На совещании 31 октября правительство и крупнейшие российские нефтяные компании договорились о мерах по стабилизации цен на внутреннем рынке горючего. Нефтяники обязались с 1 ноября и до конца года зафиксировать оптовые цены на бензин и дизель на уровне июня 2018 года. Компании также условились увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% по отношению к соответствующему периоду 2017 года.
Все договорённости прописаны в соглашении, которое, как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак, будет действовать до 31 марта 2019 года. При этом в случае необходимости данный срок может быть продлён.
12 ноября на совещании президента Владимира Путина с членами правительства Дмитрий Козак сообщил, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована. По его словам, цены заморожены и будут сохраняться до конца марта 2019 года с учётом инфляции и изменений в налоговом законодательстве.
В итоговом тексте соглашения зафиксированы конкретные цены. Средняя оптовая цена бензина марки АИ-92 до 31 марта 2019 года должна составлять не более 53,5 тыс. рублей на тонну, АИ-95 — не более 56,65 тыс. рублей на тонну. Летнее дизельное топливо должно стоить не более 51,2 тыс. рублей на тонну, а зимний дизель — не более чем на 2,4 тыс. рублей дороже, сообщает ТАСС.
По словам Евгения Аркуши, оптовые цены на нефтепродукты действительно застыли на тех уровнях, которые прописаны в соглашении. Что касается зафиксированных в документе объёмов поставок, то их, по словам эксперта, пока нет.
«В настоящее время идёт переходный процесс, может, дальше станет лучше. Если будет выполнен пункт соглашения о поставках на уровне прошлого года плюс 3%, это позволит насытить рынок топливом, во всяком случае — бензином. Зимнего дизеля, к сожалению, всё равно будет немного не хватать», — сказал Аркуша.
Между тем вице-премьер Дмитрий Козак 15 ноября поручил ФАС и Минэнерго провести проверку информации о нехватке топлива на независимых АЗС. Ранее СМИ сообщили о том, что в некоторых регионах независимые заправки испытывают недостаток горючего.
Алексей Калачёв считает, что локальный дефицит носит искусственный характер — где-то нехватка, а где-то избыток. Это объясняется недостаточно чётким административным регулированием. Более того, как отмечает эксперт, нефтяным компаниям выгоднее в первую очередь поставлять топливо на свои АЗС.
«В условиях ограничения цены и обязательных объёмов поставок нефтяным холдингам выгоднее обеспечивать топливом прежде всего собственные сети. По сути, они ведь теперь должны субсидировать НПЗ и АЗС за счет экспортной выручки. Когда это свои НПЗ и АЗС, это перераспределение маржи внутри холдинга, но субсидировать цену для независимых заправок им явно не хочется», — сказал Калачёв.

Ценовое сдерживание

В ходе совещания 31 октября Дмитрий Козак также сообщил, что расчётная рентабельность для всех АЗС составит 2,7 тыс. рублей на тонну. По словам зампреда правительства, это обеспечит равные условия для независимых и принадлежащих нефтяным компаниям автозаправочных станций. Одновременно правительство поручило ФНС и ФАС провести плановые проверки независимых автозаправок, обратив особое внимание на организации, которые завышают цены на топливо более чем на 4%.
16 ноября УФАС России по Забайкальскому краю предупредило четырёх собственников независимых АЗС, занимающих доминирующее положение на локальном рынке, о необходимости снизить розничные цены соразмерно с уровнем снижения оптовых цен. Об этом сообщается на сайте ФАС.
По мнению главы «Роснефти» Игоря Сечина, независимые АЗС, занимающие порядка 30% топливного рынка, влияют на ценообразование в целом ряде регионов страны.
«Я приведу пример одного из регионов, где у нас шесть АЗС из 300 работающих. Там ценообразование идёт по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также ещё десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют её уже на сети», — сказал Сечин в интервью «Коммерсант FM».
Примечательно, что после заявлений Игоря Сечина 15 ноября появилась информация о том, что «Роснефть» не выставила объёмы по бензинам и дизельному топливу на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Об этом ТАСС сообщил участник торгов. При этом 16 ноября ситуация повторилась.
Между тем, по словам трейдеров, пока беспокоиться рано. Прошло только два дня, а сроки поставки договоров составляют 20—30 дней. Сейчас исполняются те обязательства, которые были заключены месяц назад.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не подтвердил информацию о том, что компания перестала поставлять топливо на биржу в четверг, 15 ноября. Он отметил, что «Роснефть» выполняет обязательства по поставке 10% производимого топлива на биржу, но при этом не обязана поставлять все 10% от производства в день. Об этом Леонтьев рассказал в интервью РБК.
«Сегодня желания торговать на бирже у нас нет, завтра может не быть, а потом появится», — добавил Леонтьев.
В целом, как рассказала RT замдиректора аналитического отдела «Альпари» Анна Кокорева, нефтяные компании исполнят свои обязательства и не будут повышать цены на топливо. Что касается независимых АЗС, их действия предсказать сложно, полагает эксперт.
«Сейчас волнения провоцируют именно независимые АЗС, поскольку их деятельность становится низкорентабельной при текущей ситуации. Им выгодно нагнетать ситуацию историями о дефиците топлива, так как это приводит к росту цены и выручки заправок», — сказала Кокорева.
Алексей Калачёв также считает, что нефтяные компании будут выполнять взятые обязательства под угрозой введения заградительных экспортных пошлин. При этом, будучи коммерческими предприятиями, они постараются искать выгоду везде, где это возможно. Например, поставлять топливо в полном объёме, но только на свои базы, или отменять скидки и вводить дополнительные платежи.
«Их сети АЗС будут поддерживаться за счёт остального бизнеса. А независимым АЗС придётся трудно. Они не могут задирать цены просто потому, что потребители начнут уходить в брендовые сети холдингов, где дешевле, надёжнее и качественнее. Если независимые АЗС не смогут приносить владельцам прибыль, они просто закроются или их продадут тем же холдингам», — сказал Алексей Калачёв.

Новогодние акцизы

С 1 января 2019 года в России будет повышен НДС с 18% до 20%. По условиям подписанного соглашения, для компенсации роста налога нефтяные компании могут повысить розничные цены на топливо в январе 2019 года, но не больше, чем на 1,7%. Дальнейшее повышение возможно только в пределах средней инфляции по России.
Также с начала следующего года акцизы на бензин должны вырасти с 8,213 тыс. до 12,374 тыс. рублей на тонну, а на дизельное топливо — с 5,665 тыс. до 8,541 тыс. рублей. Ранее в Счётной палате заявили, что это может привести к резкому росту розничных цен на топливо.
Компенсировать повышение акцизов должны меры, предложенные в рамках завершения налогового манёвра, который также начинает действовать с 1 января следующего года. Он предполагает обнуление в течение шести лет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ в течение трёх лет.
В рамках манёвра предусмотрено введение двух механизмов компенсации возможного роста внутренних цен на нефтепродукты. Это обратный акциз на нефть, поставляемую на российские НПЗ, а также дополнительный демпфирующий акциз, который будет учитывать выгодность экспорта нефтепродуктов.
Как отметил Игорь Сечин, на топливном рынке РФ важно сохранить рыночное ценообразование. Поэтому глава «Роснефти» рассчитывает, что до 31 марта будут подготовлены универсальные решения для рынка, которым не потребуется ручное регулирование. Компания уже внесла ряд предложений, включая введение плавающего акциза на топливо, перенос акциза с НПЗ на конкретную АЗС и обязательство для нефтяных компаний направлять на переработку не менее 17,5% добытых объёмов.
Ранее правительство поручило министерствам и ФАС до 1 марта 2019 года проработать возможность введения гибких акцизов на моторное топливо, которые будут изменяться в обратной зависимости от цен на нефть. То есть в случае подорожания сырья размер акцизов уменьшится. В настоящее время он фиксирован и не зависит от мировых цен на нефть.
«Гибкие акцизы — разумная компромиссная мера в такой ситуации. Если на входе вы имеете рыночное ценообразование на нефтяное сырьё, то на выходе вы должны тоже иметь что-то гибкое: либо твёрдые акцизы при рыночных ценах, либо твёрдые цены при гибких акцизах. Посмотрим, что выберет правительство», — сказал Алексей Калачёв.
По словам эксперта, в условиях регулируемого топливного рынка и низких экспортных пошлин, вероятно, придётся вводить и обязательные поставки нефти на НПЗ. В противном случае нефть будет уходить на экспорт в ущерб нуждам внутреннего рынка.
Алексей Калачёв считает, что до конца марта правительство сможет держать под контролем цены, но по окончании срока договорённости с нефтяными компаниями параметры соглашения придётся корректировать в зависимости от остроты проблем, которые могут возникнуть за это время.
«Рост НДС, акцизов и инфляция в новом году будут создавать давление на цены, задача правительства — нивелировать негативный эффект для потребителя от предстоящих изменений. Кроме того, цена на нефть может снова упасть в район $50 за баррель, и тогда ситуация с ценами может измениться в лучшую сторону», — заключила Анна Кокорева.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

387

Похожие новости
07 декабря 2018, 14:14
10 декабря 2018, 16:42
12 декабря 2018, 08:14
10 декабря 2018, 18:42
07 декабря 2018, 22:14
09 декабря 2018, 14:14

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии