Главная
Аналитика Геополитика Экономика Мнения Россия Украина

Это уже Европа или будет еще хуже? Цинизм украинских «реформаторов» достиг апогея

Если все-таки попытаться найти лучи света в темном царстве под названием «экономика Украины-2016», то таковыми стали:

  • рекордный урожай зерновых – более 60 млн тонн;
  • увеличение транзита российского газа (до уровня 2010-2013 – около 80 млрд кубометров);
  • рост строительного сектора на 15%;
  • увеличение продаж автомобилей на 39%;
  • открытие нескольких заводов на Западной Украине (удобрения, автомобильные кабели и чехлы).

Отдельно стоит упомянуть, что Министерство экономического развития и торговли Украины, подводя итоги года, занесло в собственные достижения резкое увеличение прибыли государственных компаний, суммарно составившей 31,1 млрд грн (топ-100). Список наиболее прибыльных в 2016 госкомпаний выглядит следующим образом:

  • «Нафтогаз» – 21,8 млрд грн (год назад убыток 4,5 млрд грн);
  • «Укрэнерго» – 1,1 млрд грн (убыток 0,5 млрд грн год назад);
  • «Укргидроэнерго» – 1,18 млрд грн (в 2,9 раза выше, чем год назад);
  • «Энергоатом» – 1,12 млрд грн (год назад 2,26 млрд грн);
  • «Центрэнерго» – 686 млн грн (год назад убыток 0,3 млрд грн);
  • «Укрзализныця» – 1,5 млрд грн (год назад убыток 1,84 млрд грн);
  • «Укртранснафта» – 474 млн грн (год назад 850 млн грн);
  • «Укрхимтрансаммиак» – 364 млн грн (год назад 2,6 млн грн).

В целом, реформа корпоративного управления была названа одним из главных приоритетов правительств Яценюка и Гройсмана. Она заключалась в создании наблюдательных советов (связующее звено между профильным министерством и правлением компаний), анбандлинге собственности (разделении добывающих и транспортирующих компаний в энергосекторе – в соответствии с директивами Третьего энергопакета), приглашением иностранцев в руководящие органы компаний и повышению заработных плат для руководства. 

Выходит, что реформа дала свои плоды? Отнюдь. Поскольку вышеуказанные компании – монополисты, работающие на регулируемом рынке в условиях постоянно растущих тарифов, которые устанавливаются Кабмином и НКРЭКУ. В условиях, когда цена на газ за время правления «команды реформаторов» выросла в 8 раз (притом цены на мировых рынках упали вдвое), а электроэнергии в 4, не выйти на показатели прибыли невозможно априори. Прибыль госкомпаний прямо пропорциональная расходам населения и бизнеса на оплату грабительских тарифов. Говорить при таких вводных об успешности реформирования государственных компаний – чистой воды кощунство. 

Зато для МВФ можно показать красивую картинку, что в результате реформ дотирование «Нафтогаза» прекращено – хотя, в действительности, схема дотирования монополиста сохранена через механизм субсидий из государственного и местных бюджетов.

Не «Нафтогазом» единым. Показателен механизм роста прибыли «Центрэнерго» (четверть тепловой генерации Украины). 300 млн грн убытка превратились в 686 млн грн прибыли после введения НКРЭКУ (возглавляемой бывшим менеджером «Рошен» Вовком) формулы «Роттердам+», когда в тариф для ТЭС начала закладываться цена угля в порту Роттердама плюс стоимость доставки до электростанций.

Особым цинизмом выглядит повышение заработных плат для руководства госмонополий. В нищей стране в условиях скачкообразного роста тарифов в 4-8 раз, темпы роста зарплат «реформаторов» даже обогнали темпы роста тарифов. В частности, по конец года было принято решение увеличить зарплату членам правления «Нафтогаза» в 10 раз – с $4 тыс до $40 тыс в месяц. Притом, что Коболев с Витренко разрушили отношения с «Газпромом», в результате чего Украина закупает реверсный газ на $30 дороже, а российская сторона получила дополнительные аргументы для строительства обходных газопроводов. Невиданный успех «реформ»!

Еще можно было понять, если бы рост тарифов и зарплат шел параллельно с модернизацией инфраструктуры. Но нет – только за 2015 при «реформаторе» Демчишине (вошедшем после отставки с поста главы Минэнерго в набсовет «Нафтогаза») износ объектов энергетики увеличился на 21%, перевалив за 82%. Подберется ли эта цифра к 90% по итогам 2016 – будем посмотреть. 

Вместе с тем, планы по модернизации ГТС были выброшены в мусорную корзину под конец года – «эффективные менеджеры» «Нафтогаза» и «Укртрансгаза» отменили тендер на 4 млрд грн, что совпало с ратификацией Анкарой договора о строительстве «Турецкого потока». К слову, отмена тендера стала болезненным ударом для производителей газоперекачивающего оборудования – Сумского НПО им. Фрунзе, и без того деградирующего после разрыва кооперационных связей с РФ. Вероятнее всего, данный завод в скором времени также исчезнет с промышленной карты Украины, отправившись на металлолом.

Также не наблюдается увеличения добычи украинского газа. Озвученный главой «Укргаздобычи» Прохоренко (еще одним персонажем, вошедшим в зарплатные рейтинги) рост на 72 млн кубометров в 2016 – это в пределах статистической погрешности, притом что суточная добыча около 40 млн «кубов», а уходящий год високосный. Но красивый заголовок в СМИ «Украина нарастила добычу собственного газа» увидим наверняка. Да уж, в умении пиариться, пускать пыль в глаза и делать забавные презентации в «PowerPoint» «реформаторам» не откажешь…

Не лучше обстоят дела и в «Укрзализныце». Реформы поляка Бальчуна, чья месячная зарплата составляет порядка 1 млн грн, свелись исключительно к повышению тарифов на пассажирские и грузовые перевозки. При этом материально-техническая база «УЗ» рассыпается буквально на глазах – «вагонный голод» составляет порядка 9 тыс вагонов, что даже вынудило под конец осени снимать запрет на закупку подвижного состава в РФ. В частности, дефицит вагонов привел к недополученной валютной выручке металлургов и аграриев, которые не смогли завезти продукцию в порты в полном объеме. А, ну да – Бальчун еще поменял перьевые подушки в поездах на неперьевые и запустил Интерсити из Киева в Польшу…

Туманны перспективы «Укртранснафты» и «Укрхимтрансаммиака» в следующем году. Дело в том, что объемы транзита российской нефти продолжают падать, а на днях стало известно, что «Тольяттиазот» прекратил транзит аммиака по Украине. Планируется, что аммиакопровод «Тольятти-Одесса» будет перенаправлен в порты Краснодарского края, а это значит, что Одесский припортовый завод также можно будет пилить на металлолом в скором времени. ОПЗ, к слову, на днях вновь прекратил работу на неопределенный срок – после провала двух попыток приватизации.

Куда скромнее обстоят успехи «реформаторов» в контексте успешности работы государственных промышленных предприятий в 2016 году на конкурентных рынках. В «минус» по показателю прибыли ушли ОПЗ, «Электротяжмаш», вдвое сократилась прибыль «Турбоатома», на треть упала прибыль «Мотор Сич», стремительно деградирует «Антонов» (выпустил всего 1 самолет, а главный конструктор Дмитрий Кива уехал работать в Азербайджан). Неплохо себя чувствуют разве что отдельные предприятия машиностроения и ВПК, получающие госзаказы на поставку техники в так называемые ВСУ.

В общем, реформы государственного сектора экономики на Украине свелись к следующему: холопам – европейские тарифы при африканских доходах, панам – европейские зарплаты и возможность воровать по-украински. Это и есть концентрированная суть порошенковской «жизни по-новому».

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

1854

Похожие новости
26 мая 2017, 17:56
26 мая 2017, 15:14
26 мая 2017, 15:14
27 мая 2017, 14:42
26 мая 2017, 13:28
26 мая 2017, 13:28

Новости партнеров
 

Новости партнеров

Комментарии